Пойте Богу нашему
пойте, пойте Цареви нашему, пойте. Всякое дыхание да хвалит Господа
(Псалом Давида, 46;7, 150;6)
 
 
РАЗГОВОР О ТВОРЧЕСТВЕ
 
 
 
 
РАЗГОВОР О ТВОРЧЕСТВЕ
Иерей Евгений Тремаскин
Я говорю языком песни (рассказ о новом альбоме «Умей прощать»)
 
Отец Евгений, Ваш новый альбом называется «Умей прощать». Почему Вы выбрали именно такое название?
   
 
Альбом посвящен всем христианам, потому что дар прощения в совершенстве дан только христианам. Любовь в христианстве простирается до понятия врагов, чего нет ни в одной другой религии. Как всякий дар он должен быть развиваем. Я думаю, что мало кто из нас христиан может сказать, что он в совершенстве владеет этим даром. Умение прощать – это состояние, которое можно уподобить снисхождению божественной благодати на человека, которая посещает его в таинствах церковных. Умение прощать – это состояние, которое вводит человека в Царствие Небесное. Если человек считает себя христианином, то он должен стремиться жить христианской жизнью, постигать Слово Божие, Его заповеди, учение жизни Христа, постигать Его дары, одним из которых является дар прощения. Тем более что об этом даре упомянуто в молитве Господа нашего Иисуса Христа: «… и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим».
 
В альбом вошли песни с самыми разными названиями, например «Радуга».
   
 
Чтобы не было больше потопа на Земле, Господь поставил на небе радугу, как напоминание перед собой. Это отправная точка в нашей жизни, когда Господь не уничтожает человека. Господь есть любовь. И Он прощает человека, освобождает его от грехов, дарует ему жизнь.
 
То есть в песне говорится о прощении?
   
 
Да. И практически любую песню из альбома можно к этому соотнести. Например, «Мученицы». Это о церквях разрушенных. Если мы будем восставать против людей, разрушавших церкви, то против кого мы будем это делать? Против плоти и крови, а не против духов злобы поднебесной, нарушая при этом то, что заповедано нам Иисусом Христом. А Господь сказал: «… любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас…». Нужно уметь простить человеку его мучения, потому что мучения возникают у каждого человека после совершенного греха, а прощением мы эти грехи снимаем, снимаем множество болезней своих и других.
 
Интересно, что в альбоме с названием «Умей прощать» есть песня с названием «Утренняя молитва».
 
 
Утренняя молитва – это начало дня, когда человек готовит себя для встречи с Богом и с людьми. Есть молитва оптинских старцев о том, чтобы всё, что в этом дне я встречаю, принять, как от Бога. Вот это и есть молитвенное состояние в течение всего дня. И это состояние также учит и прощать людей.
 
Вопрос, который часто возникает: «А как это у Вас получается? Сразу всё складывается или это долгий труд?»
 
 
У меня нет творческих мучений. Песня или есть или нет. А если затянулось, то значит уже что-то не то. Как ребенок рождается. У меня первый альбом так называется «Рождается». Вот рождается и всё. Потом даже легче объяснять то, что получилось. А когда это происходит, объяснять невозможно.
 
А как собирались песни в альбоме, их последовательность?
 
 
Когда я просматривал окончательный перечень песен, то получилось, что как будто они выстроены специально, мне так показалось. Говорить о технологии творчества безсмысленно, потому что я не могу сказать, как что происходит. Потому что есть технология, а есть творчество, есть техника, а есть вдохновение, наитие. То есть можно играть гамму, упражнение и потом вдруг написать какую-то пьесу, это совсем разные вещи. Играть можно больше нот, чем в том или ином произведении, но произведение будет отличаться совсем иным состоянием, это уже вдохновение. Поэтому как что выстраивается объяснить сложно, это всё равно, что раскладывать на части живого человека, распиливать его на кусочки.
 
То есть здесь какой-то логической связи составления композиции нет. Просто душе так захотелось соединить песни.
 
 
Да. Где-то, может быть, из практики составления композиции я начинаю ощущать, какая вещь должна идти следом. Это складывается не только из текста, это складывается из музыки, из ритма, из состояния…, из очень многих вещей…, складывается целая картина. Даже вещь, которая поставлена здесь в данное время в данном месте, на концерте, например, может быть поставлена в другом, потому что была большая пауза между предыдущей вещью, было много разговора, и я уже что-то меняю, потому что уже другое состояние. Состояние оно приходит, и оно не может быть запечатлено, как фотография.
 
То есть, чтобы полностью понять то, что Вы хотели донести, нужно слушать всю композицию, все песни?
 
 
Нужно слушать всю композицию. Это единая композиция.
 
Отец Евгений, все-таки Ваше творчество не мирское. Можно ли что-то еще услышать на эту тему?
 
 
Нужно помнить, что всякое творчество от Бога. Творческий акт – это то, что определяет человека как творение Божие, отличает его от других существ. Человек может творить. Есть деятельность, которая несет созидание, а есть деятельность, которая несет разрушение. И вот деятельность, которая несет созидание, называется творчеством, и всякое творчество оно от Бога, не важно, в какой области, на каком уровне духовном оно проявляется. Нам часто кажется, что о любви можно говорить только такими вот словами, о Боге можно говорить вот только такими словами. А почему мы консервируем эти понятия, выстраиваем мир под себя? Бог гораздо шире и пространнее рисует картины бытия. И один человек говорит о любви так, а другой по-другому, если он действительно говорит о любви, о красоте. Другое дело, что есть деятельность, которая разрушает, «черный металл», например. Православие и творчество неразделимы. Это есть созидание.
На концерте я не стараюсь представлять себя или свой альбом. Песни выступают как мой язык или моя речь. Мы входим вместе в другой мир, мир Христа, с его законами, и я еще наблюдаю, рассматриваю с интересом, как другие люди там находятся, мы вместе общаемся, и кто-то из них меня поучает. Если песня или произведение рождает предметный, потребный, насущный вопрос жизни души, жизни как таковой, смерти, вечности, а не техники, какой шикарный инструмент, какая красивая музыка или звук хороший, то это есть реализация исполнителя. А если идут разговоры, как всё здорово, неземной восторг души, то это немножко искусственно. Если люди даже молчат и внимают, то от этого искусства, исполнения есть польза. В данном случае я говорю о своей деятельности, как о миссионерской работе. Я знаю людей, которые тоже работают в этом направлении, пусть в других жанрах, но для них это не вопрос, что я буду с этого иметь, что обо мне скажут, и как это будет выглядеть. Если появляется возможность говорить о Христе, надо говорить. На самом деле меня-то по большому счету не должно быть. Господь говорит, «чтобы люди видя ваши добрые дела, прославляли Отца вашего небесного». Вот если люди после концерта пойдут в храм или пойдут исповедоваться или скажут не о том, какая красивая песня, а: «Вы знаете, я немножко понял, как надо молиться», – или, – «я не согласен с Вами, что Вы так резко относитесь к человеку с такой-то его стороны», – или, – «я не согласен с тем, что Моисей был таким», – то это уже предметный разговор, это уже жизнь, сама жизнь решается. На самом деле, это такая серьезная духовная брань, серьезная битва против духов злобы поднебесных. Это битва не на жизнь, а на смерть, она с кровью, с проблемами, с переживаниями, с искушениями. Это серьезная вещь, где отвлекаться на себя, на эффект очень опасно.
 
Отец Евгений, у Вас сейчас 3 альбома с названиями «Рождается», «Рисунки», «Умей прощать».
Их что-то объединяет?
 
 
Когда я начинал, я не очень думал о том, что из этого получится, хотя и чувствовал, что что-то тут есть. И недавно кто-то из моих друзей сказал: «Выложи свои три диска и посмотри на них и может быть, что-то увидишь, какой-то ребус». И этот ребус есть, и каждый может его разгадать.
 
 
 

(Вопросы задавала Екатерина Дорошенко)

 

священник Евгений Тремаскин | www.music-mission.narod.ru
e-mail: music-mission@rambler.ru
Hosted by uCoz